08 ноября 2019 г.
Чем ближе первая школьная пора, тем чаще становятся обращения мам и пап будущих первоклассников к учителю-логопеду. На то есть веская причина — ребенок не выговаривает букву “Р”.
Хочу немного помочь разобраться в этом нелегком деле без особого труда и освоить этот неуловимый ЗВУК. Стоит знать и помнить, что произносим мы звук, а вот пишем букву. Изначально не стоит уговаривать малыша просьбами произнести “букву “Р”. В школе потом пригодиться не путаться и грамотно отличать звук и букву.
Как и во всех процессах развития ребенка, в процессах формирования речи существует определенный этап. Самый первый — это 2—3 года. В этот период звук “Р” пока еще не получается и не стоит бить тревогу. Это всего лишь подготовительный этап. Тут достаточно лишь регулярной артикуляционной и дыхательной гимнастики в игровой форме. А вот если ребенку 5—6 лет и он по-прежнему не выговаривает “Р”, то необходимо посетить специалиста.
Учитель-логопед на приеме обнаружит проблему, из-за которой звук не удается произнести. На слух можно определить разнообразие ошибок. Некоторые дети чаще всего заменяют звук “Р” на “Л” (“Лыба”, вместо “Рыба”), другие де-ти заменяют на “Й” (“Йука”, вместо “Рука”). А есть дети, которые произносят звук “р” с помощью гортани и получается французский “р”. И причиной этому может быть слабо развитый дыхательный или артикуляционной аппарат.
Хочу немного помочь родителям деток 2—4 лет исправить ситуацию несложной артикуляционной гимнастикой.
“Цоканье”
Предложите малышу поцокать, как лошадка. Поочередно “присасывая” и отрывая язык от нёба. Можно устроить соревнование, кто громче цокает или, кто быстрее скачет.
“Кучер”
Лошадка скачет быстро-быстро! Давай остановим лошадку? Чтобы остановить лошадку, надо сказать “тпру”. И потом опять поцокали.
“Маляр”
Красим потолок — кончиком языка нужно водить вперед-назад по небу. Кисточка — наш язычок, мы покрасим потолок.
“Барабан”
Улыбаемся. Барабаним, ударяя кончиком языка по бугоркам на верхнем небе. При этом произносим звук [д]. Нижняя челюсть не должна двигаться.
То есть при выполнении всех этих упражнений нужно добиться, чтобы кончик языка был поднят к основаниям верхних зубов и “дрожал”. Вот у вашего ребенка получится нужный звук!
Дыхательная гимнастика также нужна для постановки звука “Р”.
Носик дышит
Предложите ребенку крепко сжать губы и хорошо подышать носом.
Правая — левая
Предложите малышу дышать попеременно то одной ноздрей, то другой. Для выполнения этого упражнения при вдохе и выдохе нужно закрывать указательным пальцем правую или левую ноздрю.
Ежик
Сделайте с малышом несколько ритмичных и коротких вдохов и выдохов, изображая, как бежит и пыхтит маленький ежик.
Старайтесь правильно выбирать время для занятия — когда ребенок в хорошем настроении и готов к сотрудничеству в игре. Разговаривать с ним о звуках лучше в процессе изучения книг и сказок, упражнений с кубиками, кассой букв и алфавитом. Объясните, что язычок следует приучать к работе, как и любые другие мышцы, не переставать тренироваться, как и в спорте. Факт, что язык — мышца, может стать для почемучки большим открытием! Успехов вам!
З. Аркадьева,
логопед.
Если возникнут вопросы, то ждем вас в Центре диагностики и консультирования отдела образования администрации Красноармейского района по адресу: Чувашская Республика, Красноармейский район, с. Красноармейское, ул. Васильева, д. 2 (II-этаж).
Тел. 8 (83530) 2-21-80.
Эл.почта: cdk.krarm@mail.ru.
Сайт: http://www.obrazov-krarm.edu21.cap.ru/?t=eduid&eduid=1202.