08 ноября 2019 г.
“Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю”.
А. де Сент-Экзюпери.
В последнее время все чаще возникают разговоры о толерантном мире, мире без насилия и жестокости, мире, в котором главной ценностью является неповторимая человеческая личность. Важность этой темы подтверждает наличие Международного дня толерантности, отмечаемого 16 ноября.
“Толерантность — это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира”. Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость.
К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, убеждениям, привычкам существовал и продолжает существовать в нашем обществе в целом. Не является исключением и школа. Предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, религиозная, социальная, половая принадлежность ребенка, так и его внешний вид, интересы, увлечения, привычки. Очень часто возникает проблема межличностных отношений в классе, в основе которых лежат явления нетерпимости.
Каждый год в наши школы приходят все больше детей разных национальностей, разного социального статуса семей, детей с разными материальными возможностями. Социальный анализ показал, что в школе обучаются дети:
. Различных национальностей.
. Различных религиозных убеждений.
. С особыми физическими потребностями (дети инвалиды).
. Разных социальных слоев.
. Дети, оставшиеся без попечения родителей.
И учителю начальных классов важно донести до каждого ребенка мысль о том, что разные индивидуальные качества лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и прекрасный мир.
Для начальной школы проблема воспитания толерантности очень актуальна, поскольку на этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности.
Толерантность нужно воспитывать с первых дней пребывания ребенка в школе. Воспитание этого качества происходит ежедневно — это и осознание ребенком неповторимости своей личности, а также личности каждого одноклассника, и формирование сплоченности классного коллектива. И развитие желания ребенка становиться лучше, самосовершенствоваться. И формирование умения конструктивно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо без насилия. Конечно, образцом толерантного поведения должен оставаться учитель.
Необходимость и возможность формирования толерантности у младших школьников обуславливается их возрастными особенностями и характером проявления индивидуальных качеств личности в этом возрасте. Такие особенности детей младшего школьного возраста, как подчинение старшим, доверительность, открытость, стремление к подражанию, послушание, исполнительность способствуют быстрому освоению существующих в обществе норм.
В то же время воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения “учитель — ученик”. Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение учителем определенных демократических механизмов в организации ученого процесса и общения учеников друг с другом и с учителем.
Воспитание культуры толерантности должно осуществляться по формуле “родители + дети + учитель”. Это значит, что решающими факторами в процессе воспитания толерантной личности являются семья и образование. И если члены семьи не принимают толерантность как собственную установку, то и ребенок, попадая в школу, не будет готов принимать других людей такими, какие они есть. Таким образом, семья в формировании толерантности у учащихся имеет большое значение.
А. Ефимова,
педагог-психолог Центра диагностики и консультирования
отдела образования администрации Красноармейского района.